Советы по ландшафтному дизайну.

Особенности колористики цветников природного стиля

марьянникСтремление радоваться живой, естественной, свободной красоте понятно: природа, как известно, выдающийся ландшафтный дизайнер. В 30-е годы XIX века английский архитектор Уильям Кент отказался от симметрии регулярного стиля и сформулировал принципы пейзажного стиля в устройстве садов, учитывая опыт китайских мастеров. Первым в Европе он стал создавать сады, производящие впечатление естественных природных красот. А вот его соотечественник Ланселот Браун предлагал совсем революционный подход - не создавать ландшафт, а вписывать постройки и уже существующие пейзажи; правда, обнаружилась сложность в наличии красивых пейзажей... Но идеи природных садов начали постепенно завоевывать поклонников. Уильям Робинсон (1838-1935) предлагал использовать в качестве посадочного материала представителей местной флоры, устойчивых к погодным условиям, болезням и вредителям и мирно сосуществующих друг с другом. Позже он создал "дикий сад" в печатном виде, издав одноименную книгу, и в реальности - в своем поместье.

кислицаГертруда Джекилл (1843-1932) впервые стала создавать сад как логичное дополнение и продолжение дома, а не отдельное явление, - "сад в комплимент к дому". Знаменитая художница-садовник многое привнесла в колористику; считается, что она изобрела новый метод садового искусства - "живопись" растениями. Но вот не так давно нахлынула "новая волна" Пита Удольфа. Как в природе, в его садах куртины многолетних трав и цветущих растений живописно перетекают одна в другую, среди этого моря расставлены акценты в виде архитектурных малолетников или однолетних растений. Удольф первым отказался от срезки отцветших растений на зиму, подметив красоту подсыхающих соцветий и осенних плодов. Он разработал интереснейшие рекомендации по использованию и сочетанию растений, основываясь на форме их соцветий и соответствующей роли в цветнике. И об идее природных садов заговорили с большим интересом. У Пита Удольфа есть свой список  растений для природных цветников. Эхинацея, к примеру, хороша всем: окраской, горделивой осанкой, длительностью цветения, кроме одного - она под нашими березами не встречается. Поэтому в природные цветники средней полосы стоит включать ее вдумчиво, например - белые и бледно-розовые сорта, а яркие лепестки оставить для цветников прерий. В цветниках природного стиля для средней полосы постараемся использовать местные растения, надежные и хорошо знакомые. Они же подскажут нам колористические решения.

купальницаЕсли понаблюдать за природой средней полосы России и полистать справочники, можно обнаружить, что один из самых часто встречающихся цветов у нас - желтый. У него множество оттенков: лимонный, горчичный, золотистый, соломенный, палевый, янтарный. Эти разновидности желтого природа  демонстрирует нам почти весь сезон. Это растения семейства сложноцветные (крестовники, пупавка, одуванчик, девясилы, ястребинки, пижма), крестоцветные (сурепки, жерушники, гулявники), бобовые (донник лекарственный, чина, люцерна, лядвенец). Есть зонтики желтого (пастернак) и желто-зеленого цвета (борщевик Сосновского). И еще в этой же цветовой гамме - вербейники, золотарники, подмаренники, коровяки, лютики, марьянники, купальницы, гусиный лук, калужница. Большую часть из них можно с успехом включать в природные композиции.

грушанкаВесной оттенки ярко-желтого, лимонного в сочетании с белым, голубым дадут ощущение доверчивой свежести, открытости и радости. Летом появится много интересных сочетаний с лилово-розовым и голубым. Позже желтый уходит в золотистый и встречается с пурпурным, цвета становятся более насыщенными. Вот яркий пример - иван-да-марья, два в одном, знакомое цветовое сочетание. К августу желтый развернется вовсю: золото подмаренников, крестовников, золотарников встречается очень часто. Осень вообще "золотое" время, период соломенных и коричневатых оттенков трав, золотисто-оранжевых листьев, янтарных плодов . Так что до поздней осени этот цвет не уйдет, добавляя солнца в поля и леса. А вот в весенне-летнем лесу он встречается нечасто - и то больше в виде бежевого и соломенного оттенка трав и ярких веснушек грибов-лисичек. Все это означает, что в природном саду в имитации сухого или влажного луга, водоема желтый станет желанным гостем.

майникПод пологом деревьев часто встречается белый, но очень деликатно и ажурно, в виде зонтиков сныти и купыря, нежных капелек ландыша, грушанки и купены, метелочек майника, воронцов, седмичника и подмаренника душистого и жемчужной россыпи кислицы. Сортовая лилия саранка на этом фоне будет казаться роскошной белоснежной красавицей. То есть в лесных композициях этот цвет очень гармоничен, его можно дополнить светло-голубым, синим и нежно-розовым в виде колокольчиков крапиволистного и широколистного, василистника, фиалки рогатой, синюхи, медуницы. печеночницы благородной.Такими же воздушными, но обильными вкраплениями белый присутствует у водоемов, на лугах и полях. Лабазники, таволга, дудник, горичник болотный, посконник коноплевый больше любят воду, в отличие от ясколки, смолевки, звездчаток, пастушьей сумки, тысячелистников, нивяников, маргариток. Повезло тем, кто видел в природе облако клематиса прямого. В воде прекрасно смотрятся белоснежные нимфеи, частуха подорожниковая, редкие метелочки стрелолиста и удивительные "реснитчатые" цветки вахты. Белый характерен для весны и первой половины лета, затем он исчезает и осенью почти не встречаются - ну, может, в плодах дерена.. Соответственно, в композиции природного стиля этот цвет приглашаем с радостью, но - в качестве дымки, ажура, зонтиков. Исключение - только для соцветий "ромашек": они все-таки стремятся держаться стайкой. А к осени белый сам уйдет. И вот еще интересно: белый тоже бывает разным, кроме снежного - льняным, светло-бежевым, слоновой кости, яблоневым, голубовато-белым.


Возврат к списку