Сухой ручейСухие ручьи появились в Европе благодаря моде на элементы культуры Востока. Являясь когда-то неотъемлемой частью японских садов камней, они перекочевали на наши участки, получив новую интерпретацию согласно представлениям отечественных ландшафтных дизайнеров. Естественно, что в основном это в той или иной мере успешные стилизации, а порой и совершенно самостоятельные фантазийные объекты дизайна, подчиненные совсем иным принципам создания, нежели их восточные предшественники.

Сухой ручейМногие источники определяют сухой ручей как элемент, создающий илюзию присутствия на участке настоящего водного объекта. И при этом добавляют: "высохшего из-за длительного отсутствия осадков". На самом же деле это две совершенно отдельные разновидности подобного рода композиций. Сухой ручей, воссоздающий пересохший поток, в корне отличается от имитации "живого" водного потока. Итак, рассмотрим различия. Первое, что должно бросаться в глаза, это форма русла, вернее, его ложе. Ручей-имитация ни в коем случае не должен быть "проваленным", ведь он наполнен водой, которая резво бежит от истока к устью. Ее уровень может быть различным, однако фрагмент плоской или "бурлящей" поверхности должен присутствовать обязательно. А вот высохший ручей, наоборот, выглядит совсем по-другому. Вода ушла из него, оставив только пустое ложе, засыпанное галькой, песком или поросшее влаголюбивыми видами. В то же время мы можем считать, что не знаем, как давно пересох горный ручей, и вообще - как долго задерживается там вода, тогда в нем допустимы растения каменистых садов, предпочитающие осыпи. Вокруг ручья-имитации уместны растения, которые внешне напоминают прибрежные, но хорошо развиваются при отсутствии достаточного количества влаги. С другой стороны, не стоит ограничивать свою фантазию в оформлении растениями этого элемента сада.

Сухой ручейСледущий и очень важный момент - материал для строительства ручья. Имитировать водный поток можно несколькими способами или их комбинацией. Первый - подбор камня по цвету.. Антрацитово-черные, голубовато-зеленые, бело-голубые или серые наилучшим образом передают атмосферу прохлады, перенесенной бегущим потоком, и на глаз воспринимаются именно как водная гладь. Второй - способ укладки. Классический вариант - "чешуя", когда плоские окатанные камушки небольшого размера укладываются с заходом друг на друга, как рыбьи чешуйки. Особенно эффектно выглядят почти полированные пластушки темных тонов, они искрятся на солнце и отливают "водным" блеском. Еще один выигрышный прием - кладка "чечевица". "Зерна" вернее, плоские круглые камни, выставляются на ребро. Обязательно следует в таких ручьях использовать крупные валуны-островки, это усиливает визуальный эффект. Вода будто обтекает их, что непременно подчеркивают кладкой, для чего рисунок изменяют, обходя с двух сторон появившееся препятствие. Чтобы придать картине динамику, в кладку вставляют пластинки покрупнее. Они выпирают из общей массы, и кажется, что это игривые волны вскидывают свои гребешки. Поток живет. Околы и источенные камни используют для строительства водопадов и порогов. Воссаздать водную стихию можно и при помощи искусственных элементов. Ландшафтное стекло, шарики с зеркальной поверхностью, окрашенная каменная крошка, разноцветные бусинки - то есть все, что может напоминать воду, подойдет для подобной инсталляции. Что же касается высохшего "естественным" образом ручья, то здесь не нужно имитировать воду, а скорее дно. Стоит представить, как оно выглядело тогда, когда по нему струилась вода. Какие камни она скрывала, а может быть, это были небольшие коряги, причудливые пни, "художественно" поржавевшие предметы, когда-то унесенные потоком, цветные бутыли, монетки из "пиратских кладов".

Сухой ручейОсобый шарм любому сухому ручью придадут "плавучие" фонари. Добавят естественности мостики и пирсы. Главное соблюдать принципы уместности и стиля. А еще используйте при оформлении все фракции камней, не ограничиваясь только крупными валунами или глыбами и мелкой галечной отсыпкой. В природе существуют все размеры, и их стоит предствить для придания руслу наибольшей естественности. Традиционным приводным жителем считается лилейник. Также хороши у ручья ирисы: и. болотный, и. сибирский, и. русский, осоки, мискантус, щучка, райграс бульбоносный, в массе напоминающие заболоченные заросли злаков. Особенно эффектно будут смотреться на берегу ручья, пробегающего в тени, камни, поросшие мхами. Растения с мелкими округлыми листьями (вербейник монетчатый, всевозможные очитки, ацены, вероники) помогут имитировать островки ряски, а с крупными той же формы (бруннеры, калужницы, баданы) напомнят листья водных лилий или кувшинок. Растения с голубыми или синими соцветиями (флокс шиловидный, лобелии, незабудки, мелкоцветковые колокольчики, герани) еще больше подчеркивают "водный" антураж. Высаженные на дно ручья и окруженные камнями, иногда они сами символизируют воду. Подобный эффект создают и обладатели темно-зеленых листовых пластинок (хосты, копытни) и сортовые живучки.

Сухой ручейЕсли можно так сказать, то отдельным видом сухого ручья является "замаскированный дренаж". Это может быть как таковая дренажная канава, умело декорированная камнями и галькой. Она прокладывается по рельефу и может как удерживать и поглощать излишнюю влагу (и тогда ее стоит дополнить впитывающим слоем из песка, расположенным под ложем, а само русло выстелить нетканым материалом или геотекстилем, пропускающим воду), так и отводить ее. В этом случае русло следует выложить гидроизолирующим материалом, например, пленкой ПВХ. Такие ручьи-отводы целесообразно делать вблизи строений, где велика опасность подтопления фундамента или подвала. При наличии на определенном участке большого количества поверхностных вод канаву можно сделать значительной глубины, заполнив ее при этом строительным щебнем. Проложив в качестве разделителя слой геотекстиля, сверху можно засыпать более дорогой материал - гальку или мелкие камушки, что создаст декоративный эффект. При этом любой открытый дренаж нужно постараться сделать максимально похожим на природный ручей.


Возврат к списку